Встречи, события, проекты
|
|
Надир Ширинский:
2 декабря 2014 года меня пригласили на творческую встречу с легендарным Венским Большим хором донских казаков под управлением Пети Худякова.
Мероприятие называлось Petersburger Nachte im Marchfelderhof 2014. Что по-русски означало – Петербургские ночи в ресторане «Усадьба
Мартовские поля» 2014 год. Так уж называлось.
Ресторан находился, как я понял, на окраине Вены. И это было знаковое и знаменательное место – настоящая австрийская достопримечательность.
Знатоки утверждают, что здесь в свое время бурно отдыхал сам Наполеон Бонапарт. И это действительно так.
Кухню этого фантастического заведения и обхождения администрации и персонала я описывать здесь не буду – кухня достойна диссертации, а в
отношении обхождения… Практически сразу у входа ко мне подбежал и стал горячо трясти руку и что-то говорить по-немецки импозантный усатый
господин. Как мне потом объяснили, это был лично Хозяин ресторана, знающий практически всех завсегдатаев в лицо. Заметив незнакомого
посетителя, он подбежал поприветствовать его лично, выражая надежду, что он, то есть, я, стану его постоянным и желанным гостем.
Мне объяснили, что Хозяин делает так всегда. – У меня не было слов!!
Сценарий вечера был таков: знатный ужин украшался выступлением BOLSCHOI DON KOSAKEN. Предполагалось знакомство и творческая встреча
с музыкантами и руководителями коллектива.
Ресторан заполнила приглашенная публика – здесь были только австрийцы, подали первую перемену блюд. Что-то через час начался концерт – вышли
солисты хора в стилизованных костюмах донских казаков. Мужской хор солистов, состоящий из артистов оперных театров всего мира, исполнял
русские песни и романсы. Здесь были и «Однозвучно гремит колокольчик», и «Очи черные», и «Вот мчится тройка почтовая», и «Прощание славянки»,
и «Калинка» и все остальное …
Что хочется отметить – во-первых, необыкновенная доброжелательность и задушевность и исполнения, и всей подачи дорогих всякому русскому
песен и романсов, во-вторых, прекрасный профессионализм, выражающийся в тонкой музыкальности и легкой
непринужденности исполнения.
Как профессионала, меня поразила, например, такая деталь. Солист поет: «Вот мчится тройка почтовая». Хор, создавая музыкальный фон,
внимательно слушает солирующего, сопереживая ему. Хористы не безучастны, они не смотрят по сторонам, не бегают глазами по залу – их взгляды
обращены к рассказчику. Вот он поет: «Ах, милый барин, добрый барин, уж скоро год, как я люблю, да нехристь староста-татарин меня журит, а я
терплю!» И рядом стоящие хористы сочувственно кивают головами, кажется, они вот сейчас произнесут: «Ах ты, господи, горе-то какое!»
Так подавать песню или романс – старинная русская музыкальная традиция, восходящая еще к цыганским хорам старой Императорской России.
Так тогда был принято в хорах. Так теперь принято и у Пети Худякова.
Замечательно и увлекательно!!
Интересно, что любой хорист коллектива может стать в любой момент концерта солистом, кажется, что у каждого певца хора есть 2-3 сольных
номера, и тогда недавний солист тут же становится хористом. Да это и неудивительно, ведь артисты Большого хора донских казаков – все сплошь
солисты оперных театров Минска, Софии, Вены, Праги, певшие и Мефистофеля, и Бориса Годунова, и Ленского …
Было, если не ошибаюсь, 4 выхода хора – 4 музыкальных отделения с перерывами на перемену блюд. Хор пел с аккомпанирующим ансамблем в составе
балалаек, гитары, баяна. В заключительном отделении баян взял сам Петр Александрович и, несмотря на, а, может быть, и, благодаря,
своим 80 годам, так, хочется сказать, «вжарил», что немцы, и без того подпевавшие «Калинку-малинку», практически пустились в пляс.
Спела и очаровательная Валерия, концертный директор хора и, по совместительству, супруга Петра Александровича.
Я сидел за столом с супругами Худяковыми, а потом, после выступления хора, мы уединились со всем коллективом в «кабинетах». Меня представили,
и я спел венским донским казакам «Прощание славянки». Упомянув о том, что они показали в концерте популярную версию русского национального
марша, а я спою им вариант 1914 года – Добровольческих сибирских полков.
После того, как я спел «Василечки», ко мне подошел один из солистов хора и сказал: «А вот ведь удивительно! Василек – такой простой цветочек,
а сколько про него сложено в России и песен, и романсов!»
Вот это было так хорошо и трогательно!!
Спасибо вам, дорогие венские донские казаки!
До следующих радостных встреч, до следующих песен, до следующих концертов!!
|