Официальный сайт исполнителя старинных русских романсов Надира Ширинского
 

Авторские публикации

Гори, сияй, моя звезда!

Московский журнал №1 (229), январь 2010г.
Николай Константинович Печковский
Николай Константинович Печковский… Это имя сегодня хорошо известно и дорого сердцу каждого петербургского меломана! Может быть, не все знают или помнят его в Москве, других городах России или бывшего СССР, но только не в Петербурге! Здесь до сих пор в музыкальных магазинах не перестают спрашивать, есть ли в продаже записи Печковского, и всем страждущим в сотый раз продавцы объясняют, что нет и не было компакт-дисков этого певца.
Десятки имен выдающихся исполнителей всех времен и народов значатся в каталогах музыкальных фирм, их записи, сделанные даже на заре эры граммофона, подверглись сложной компьютер­ной реставрации и сейчас доступны для любителей вокала, а вот Печковский… Выдающийся певец ушел из жизни в 1966 году, есть и его фонограммы. А вот современных компакт-дисков нет, хочется надеяться, пока нет…
В годы расцвета его таланта в продаже были патефонные пластинки с записями арий из опер, романсов в его исполнении, позже в 1960-70-ых годах Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила его долгоиграющую пластинку-гранд. Это не маленькая пластиночка, где умещаются 2-3 произведения, но и не большой 40-минутный диск. Эта пластиночка средних размеров, но и она безумно интересна и дает представление об искусстве и голосе певца.
Еще совсем недавно, в годы Советской власти, коллекционеры и просто любители музыки при упоминании фамилии Печковского на всякий случай переходили на шепот, говорили всякое – то ли, что он сидел, то ли, что в годы войны был в оккупации, то ли уж совсем страшные вещи, вроде того, что Печковский сотрудничал с немцами. Никто ничего толком не знал, было известно только, что до войны он много и с большим успехом пел в Ленинграде, но все сходились в одном – певец и актер был выдающийся и фанатичные поклонники вокала, как один, согласно и с пониманием дела авторитетно кивали головами – да, одно это было бесспорно!
С началом перестройки во второй половине 1980-ых годов и в начале 1990-ых в прессе стали появляться первые статьи о Печковском, на радио, пусть достаточно редко, но стал звучать его голос, в 1992 году, естественно, в Санкт-Петербурге вышла книга его мемуаров «Воспоминания оперного артиста».
Потом большинству населения нашей страны стало не до вокала. Об артисте опять забыли… Может быть, поэтому и нет до сих пор в музыкальных магазинах его компакт-дисков? Хочется надеяться, пока нет…

Научи меня, Боже, любить!

Московский журнал №4 (220), апрель 2009г.
Великий Князь Константин Константинович Романов
Его Императорское Высочество Государь Великий Князь Констан­тин Константинович! Это на его стихи так любил писать музыку П. И. Чайковский! Все тенора пели знаменитый романс Петра Ильича на стихи К. Р. «Растворил я окно», не менее популярны Серенада «О, дитя, под окошком твоим…», «Уж гасли в комнатах огни»… Речь идет об Опусе 63 – Шесть романсов на стихи К. Р. – цикл включает в себя также романсы «Я сначала тебя не любила», «Я вам не нравлюсь» и «Первое свидание».
Но не только Чайковский был пленен поэзией Константина Константиновича, на его стихи писали музыку и представители академической композиторской школы, и те, кто посвятил свое творчество бытовому, салонному романсу, народной песне. Среди первых – А. Г. Рубинштейн, А. К. Глазунов Р. Глиэр, А. Гречанинов, М. Ипполитов-Иванов, В. Калинников, Ц. Кюи, Э. Направник, С. Рахманинов, среди вторых – К. Агренев-Славянс­кий, Е. Греве-Соболевская, Б. Гродзкий, Д. Корнилов, Н. Зубов, Я. Пригожий, Д. Сартинский-бей, А. Таскин и многие, многие другие. Всего почти 150 авторов! Около 100 стихотворных произведений К. Р. положено на музыку, многие неоднократно самыми разными авторами, а это несколько сотен романсов и песен!..
Стихотворение «Умер бедняга в больнице военной», музыку к которому сочинил сам народ, ставшее русской народной песней, в начале ХХ века знала и пела вся Россия, а граммофон разнес по всему миру! Выдающийся советский писатель Леонид Леонов отмечал, что «Беднягу» по популярности в народе можно было сравнить только с «Гибелью "Варяга"».
Известнейший русский поэт Аполлон Майков, влюбленный в поэзию К. Р., посвятил ему следующие строки:

Эти милые две буквы,
Что два яркие огня,
В тьме осенней, в бездорожье
Манят издали меня.

Зажжены они в воротах,
Что в чудесный мир ведут.
Мир, где только гости с неба,
Духи чистые живут.
Поклонниками музы Великого Князя были Афанасий Фет, Яков Полонский… И, наверно, вопрос «А почему мы до сих пор ничего не знаем?» будет риторическим…
Вклад Великого Князя Константина Константиновича в русскую культуру, искусство, науку, военное дело огромен, неоспорим и… совершенно нам неизвестен!
О его жизни и деятельности можно писать научные труды и диссертации, можно создавать романы и снимать фильмы. Здесь мы ограничимся только общей панорамой, но даже и она будет весьма впечатляющей! Богато одаренный от природы самыми разнообразными талантами, Великий Князь остался в памяти современников, как видный военачальник, музыкальный и общественный деятель, как президент Российской Академии наук, ученый, драматург, переводчик, актер, музыкант, педагог…

© 2009-2024 Н. Ширинский